+7(843) 236-17-38
Федеральный закон от 8 августа 2001г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" был принят Государственной Думой Российской Федерации 13 июля 2001 года и одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 года. Настоящий Федеральный закон применяется постольку, поскольку он не противоречит положениям главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 года № 99-ФЗ).
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В 2018 году вступят в силу поправки в Закон о госрегистрации юридических лиц и ИП, внесенные Федеральным законом от 30.10.2017г. N 312-ФЗ.
Так, с 29 апреля 2018 года налоговые органы и МФЦ (многофункциональный центр) должны перейти на электронное взаимодействие при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без дублирования документов на бумаге. Это, по мнению представителей Федеральной налоговой Службы, ускорит получение заявителем результатов регистрации. Предполагается, что обратившись в МФЦ с заявлением о госрегистрации, заявитель получит ответ за то же время, что и при обращении в налоговый орган (3 рабочих дня при первичной регистрации). С этой же даты при непосредственном обращении в налоговый орган ответ по госрегистрации можно получить по электронной почте, а не на бумаге, как это происходит сейчас. Кроме этого, с 1 октября 2018 года при повторной подаче документов на госрегистрацию в связи с тем, что ранее заявитель не представил необходимые документы либо оформил их с ошибками, госпошлину платить не придется.
Также изменения коснутся информирования о предстоящей регистрации. Отмечено, что сейчас, чтобы отслеживать, представлены ли в налоговый орган документы для регистрации в отношении какого-либо юридического лица или предпринимателя, необходимо каждый раз обращаться к сайту ФНС России и вводить реквизиты. С 1 октября 2018 года появится возможность с помощью сайта оформлять подписку и получать такую информацию в виде сообщений на электронную почту. Это позволит заинтересованным лицам своевременно направить в налоговый орган возражения относительно предстоящего внесения данных в ЕГРЮЛ.
В соответствии с положениями Федерального закона от 30 октября 2017 года № 312-ФЗ документы, связанные с государственной регистрацией юрлиц и ИП регистрирующий орган будет направлять в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, по включенному в ЕГРЮЛ или ЕГРИП адресу электронной почты юридического лица или индивидуального предпринимателя и по адресу электронной почты, указанному заявителем при представлении документов на регистрацию (а также в МФЦ или нотариусу, если необходимые для госрегистрации документы направлялись через них).
При этом заявителю (его представителю) могут быть выданы составленные на бумажных носителях документы, подтверждающие содержание электронных документов, связанных с государственной регистрацией, но лишь по его запросу. Аналогичные правила предусмотрены и для направления решений о приостановлении государственной регистрации либо об отказе в государственной регистрации. Ряд изменений касается взаимодействия регистрирующего органа с МФЦ, в том числе закреплены сроки направления многофункциональным центром документов в регистрирующий орган.
Дополнен перечень оснований для отказа в госрегистрации. К ним отнесены также: представление документов, оформленных с нарушением требований, установленных в п. 1.1 и абзаце первом п. 1.2 ст. 9 Закона о госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; представление документов, содержащих недостоверные сведения.
Заявитель, которому отказано в госрегистрации в связи с непредставлением необходимых документов либо в связи с представлением документов, оформленных с нарушением установленных требований, будет вправе после устранения недочетов в течение 3 месяцев со дня принятия решения об отказе (если оно не отменено) дополнительно однократно представить необходимые документы. Повторно уплачивать госпошлину при этом не потребуется. Также не обязательно будет повторно представлять документы, имеющиеся у регистрирующего органа в связи с принятием решения об отказе в государственной регистрации.
Кроме того, предусмотрено, что любое лицо вправе разместить на сайте регистрирующего органа запрос о направлении по указанному в нем адресу электронной почты информации о факте предоставления в регистрирующий орган после размещения такого запроса документов в отношении указанного в запросе юрлица, ИП.
Помимо этого в Закон о госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей внесены изменения, направленные на приведение его положений в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ в редакции, действующей с 1 сентября 2014 года. В частности, уточнено, что юридическое лицо действует на основании учредительного документа, а не учредительных документов.
Представляется, что указанные изменения в законодательстве усовершенствует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей.